Свадебный портал - Карамель

Карточки Домана — очень подробное описание занятий. Алгоритм обучения чтению по методике глена домана Обучение детей по методике домана

Метод Глена Домана – метод глобального чтения. Обучение начинается с 3-6 месячного возраста. По мнению ученых, ребенок в период от 0 до 6 лет получает знаний больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Принцип методики состоит в том, что малышу многократно демонстрируются карточки со словами. Слово написано целиком, а не по буквам или слогам. Методика построена на определенном воздействии на отдельные участки детского мозга.

Карточки Домана можно изготовить из белого картона, размер 10*50 см. Высота букв7,5 см. Текст можно нанести красным маркером с толстым стержнем (толщина шрифта не менее1,5 см.) Первые слова на карточках пишутся красным крупным печатным шрифтом. В дальнейшем обучении буквы уменьшаются, и цвет меняется на черный. На обратной стороне карточки рекомендуется повторить слово мелким шрифтом « для себя», чтобы не приходилось заглядывать на показываемое слово и терять драгоценное время.

Процесс обучения по методу Глена Домана . Демонстрация карточек проходит на расстоянии35 см. от лица. В руки ребенку карточки не даются. Показ длится 1-2 секунды, в течении которых четко произносится написанное слово. Начинать следует с простых, хорошо знакомых ребенку слов («мама», «папа», «нос» и т.д). Показывается не более 5 карточек за 1 раз. Перерывы между занятиями должны быть не менее 30 минут.

1 день – 4 занятия (набор №1 из 5 карточек).

2 день – 6 занятий (3 занятия с набором №1, 3 занятия с набором №2 из 5 новых слов).

3 день – 9 занятий (каждый набор карточек используется по 3 раза).

Занятие продолжаются с 15 карточками до тех пор, пока ребенок их не запомнит. Затем удаляют по 1 слову и заменяют его на новое.

Самое главное, чтобы ребенку не стало скучно! Иначе процесс обучения не даст результата. Не заставляйте и не настаивайте на обучении, если у малыша нет желания или плохое настроение. Методика Глена Домана была рассчитана на англоязычных детей. А в английском языке большинство слов не изменяются по падежам и родам, соответственно теряя эмоциональную составляющую слова. Для российских детей методика Домана была доработана Андреем Маниченко.

В методике Маниченко используются:

— Карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом – для начального обучения.

— Карточки со словами, написанными более мелким черным шрифтом – для восприятия типографского текста.

— Карточки со служебными частями речи и частями слова – для дальнейшего составления словосочетаний и предложений.

5 карточек показывают ребенку за 5 секунд, четко произнося слова вслух. В конце обязательная похвала малышу «Молодец». Карточки показывают таким образом для того, чтобы ребенок увидел слово на долю секунды раньше, чем услышал его.

По методу Глена Домана можно также изготовить математические карточки (с крупными красными точками вместо цифр) и карточки для энциклопедических знаний (над названием предмета (красный шрифт5 см.) находится изображение этого предмета. Размер карточек 28*28 см.).

Не перегружайте ребенка в процессе обучения. Никогда не сравнивайте его успехи с успехами других детей. Каждый человек индивидуален. Если вы не наблюдаете успехов, применяя одну методику, воспользуйтесь другой.

Глен Доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: "В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (является вице-президентом Института Развития Человеческого Потенциала), дочь Джанет (возглавляет этот институт).

Историческая справка. В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году его работа была прервана Второй мировой войной. Свою службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. Вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, базирующийся на его методике.


Методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге Г.Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

В течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). Они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение . Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию» . С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически : они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

Основные тезисы методики Глена Домана

- Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

Все дети могут стать физически совершенными

(по книге Г.Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»)

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

Итак, отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!


Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. Малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. Благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. Рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. При этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды.
Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). Важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Глена Домана. ;

Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

(по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»)

Доман считает, что «Человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
Итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. Отстань;

2. Это "гав-гав";

3. Это "собака";

4. Это "лабрадор";

5. Показать ему десять картинок с собаками;

6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

Методика Домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

Как научить вашего ребенка читать

(по книге Г.Домана “Как научить вашего ребенка читать”).

Глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

Как работать с карточками Домана

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста .

Для этого используют специальные карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения чтению с помощью карточек Домана

Ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек). Одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия - 5 секунд.

Введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: в методике Домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

"Букварь с пелёнок"

Последовательность обучения чтению по методике Глена Домана выстроена от простого к сложному

    • Первый этап - отдельные слова.
    • Второй этап - словосочетания.
    • Третий этап - простые предложения.
    • Четвертый этап - распространенные предложения.
    • Пятый этап - книги.

Как научить вашего ребенка считать

(по книге Г.Домана "Как обучить вашего ребенка математике")

"Математика с пелёнок"

Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» - ребенок представит количество: две точки, а мы, взрослые, – значок (цифру «2»). Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

Для обучения ребенка счету по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счету по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

  • Первый этап - освоение понятия "количество".
  • Второй этап – уравнения.
  • Третий этап - решение задач.
  • Четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
  • Пятый этап - цифровые уравнения.

Как дать ребенку энциклопедические знания

(по книге «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«По большому счету, - считает Глен Доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г. Домана :

1. Отчетливо видны все детали.

2. Изображен только один предмет.

3. У него должно иметься специальное название.

4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.

5. Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.

6. Карточка должна быть чистой.

На одно занятие по карточкам с картинками по методике Глена Домана отводится около 30 секунд.

Доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов

1. Биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

2. Искусство – в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.

3. История – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.

4. География – в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д.

5. Музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.

6. Язык – в него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.

7. Математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.

8. Анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.

9. Общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.

10. Литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.д.


В рамках методики Глена Домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Исходя из методики Домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией

Раздел: Биология.

Набор карточек: Обычная ворона.

1-й уровень: Вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.

2-й уровень: Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

3-й уровень : Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: Вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.

5-й уровень: Самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

7-й уровень: Вороны относятся к семейству вороньих.

8-й уровень: В семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

9-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

10-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

11-й уровень: Только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.

12-й уровень: Семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.

Закончить обзор системы хотелось бы словами самого Глена Домана: «Наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. Но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг - это самое невероятное чудо. Да и вы сами тоже чудо».

Причины улучшения состояния больных детей

Далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек Глена Домана, достигают значительных результатов. И наоборот, очень многие дети при Институте Домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. Происходило это отчасти по таким причинам:

1. Матери больных детей верили в успех. Они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2. Методика Глена Домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. Но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3. Строгое следование методике Домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4. Дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

Спорные вопросы методики Домана

Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

В своей методике Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. Но живые дети – не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. И есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). Если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

При обучении по методике Глена Домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

На занятиях по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом – через карточки.

К счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

До 6 месяцев , с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще весьма скудны.

После 6 месяцев , из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике Домана.

После года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками Домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

В 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике Глена Домана.

В 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. Они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

После четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.

Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, чем и как нужно с ним заниматься.

Наиболее важное правило при заключается в том, чтобы оба участника (родитель и ребёнок) спокойно и радостно воспринимали процесс обучения чтению в качестве забавной, желанной игры. Родителю ни в коем случае не стоит забывать о том, чтообучение – это не работа, а весьма увлекательная игра жизни .

методике Глена Домана."/>

Все материалы, используемые на пути обучения вашего ребенка чтению, очень просты. Они основаны на многолетней экспериментальной работе большой группы учёных и исследователей. разработана на основании того факта, что чтение – это ни что иное, как функция мозга. Авторы методики адекватно оценивают возможности и ограниченность маленького детского визуального аппарата и выстраивают этапы обучения так, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности.

Помните, что знание – это наиболее ценный подарок, который вы можете дать своему ребёнку. Поэтому давайте ему знание великодушно, без претензий на скорейшую его отдачу.

Последовательность действий при обучении чтению по Г. Доману удивительно проста.

Независимо от того, с какого возраста вы начали учить своё дитя читать по методике Глена Домана , вам предстоит пройти пять основных этапов:

  1. Отдельные слова.
  2. Словосочетания.
  3. Простые предложения.
  4. Распространённые предложения.
  5. Книги.

Рассмотрим подробно каждый из указанных этапов.

Этап первый (отдельные слова).

Первый этап обучения начинается с использования всего лишь 15-ти слов. И только после того, как ваш малыш будет хорошо знать эти слова, можно будет говорить о возможности в дальнейшем. Благоприятным стартом для процесса обучения может быть хорошее настроение вашего чада. Ориентируйтесь на то время суток, когда малыш полон энергии и восприимчив. Помещение для проведения занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.

Начните занятие с показа вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не давая в руки. Время просмотра карточки ребёнком не должно превышать 1-2 секунд, старайтесь избегать каких-либо дополнительных комментариев к написанному и не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите своего ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

В течение первого дня обучения повторите ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. На этом первый день закончен, и вы сделали первый шаг в процессе обучения своего ребёнка чтению. Таким образом, количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить и трёх минут.

В течение второго дня нужно будет повторить основное занятие 3 раза, а также 3 раза продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора, добавленного вами. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.

На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот день вы будете оперировать при обучении своего ребёнка чтению тремя наборами по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен, как и прежде, демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Выбрать те заветные 15 первых слов, которые выучит ваш ребёнок, совсем не сложно. Они должны быть самыми знакомыми и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, видов деятельности, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.

Скука – это самое главный сигнал об опасности во время обучающего процесса. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек более трёх раз в день, то ему это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может также привести к потере интереса ребёнка к обучению.

Итак, по истечении трёх дней ребёнок с вашей помощью совершил две чрезвычайно важные вещи:

  • развил свой зрительный аппарат и, что еще более важно, научил свой мозг отличать один письменный знак от другого;
  • справился с самой важной абстракцией, с которой когда-либо имел дело в своей жизни – сумел прочитать слова.

Когда у вас за спиной остались 15 выученных ребёнком слов, можете приступать к следующей группе слов, обозначающих, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.

Метод добавления новых слов и изъятия старых по методике Домана очень прост. Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже изученного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

Очень упростит работу подписывание карточек Домана с обратной стороны. Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие и др.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5-ю новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день. Но он может , а если вы достаточно умны и заинтересованы в этом, то таких слов может быть еще больше.

Также ваш малыш быстро и легко выучит любое слово, которым заинтересуется, если вы напишите его печатными буквами на белом фоне, что тут же пополнит его словарный запас.

Этап второй (словосочетания).

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Итак, вам следует проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие при узнавании. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить его вниманию простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда начните знакомить своего ребёнка с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».

И снова, в зависимости от возраста и опыта вашего ребенка, вы можете дополнить яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» – это очень простые понятия даже для самого юного малыша он способен мгновенно постичь их, как только они будут представлены ему в простой логической форме. Они очень тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Этап третий (простые предложения).

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения, ведь при количестве слов в словарном запасе малыша от 50 до 75 единиц, количество возможных комбинаций довольно велико.

Для этого необходимо составить набор из 5-ти предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем начните работу по обновлению набора: удаляйте по 2 старых предложения и вставляйте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке Домана 2-3 слова, что ещё на шаг приблизит вашу мечту о способности вашего малыша к прочтению книг.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана , где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть легко заполнена фотографиями самого ребенка, когда он выполняет то или иное действие. Такие книги будут очень важными шагами на пути развития вашего ребенка.

Этап четвёртый (распространённые предложения).

После простых предложений подошло время к изучению предложений распространенных. К этому этапу ваш ребёнок уже способен совершить второй по значимости шаг, после того, как впервые научился различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают (предмет или понятие) – это первый и основной шаг на пути обучения чтению. Узнавание слов, которые используются в предложении и могут обозначать более сложные понятия, – это второй важнейший шаг в том же направлении.

В этом разделе мы пользуемся теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «Кот спит» следует дополнить до состояния «Кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек Домана с предлогами и наречиями, однако не стоит углубляться в их изучение.

Вы наверняка заметили то, что, играя с ребёнком в составление предложений и отдавая инициативу в его руки, малышу нравятся смешные предложения типа «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

На этой стадии вы продолжаете предоставлять ребенку новый учебный материал, читая ему вслух предложения или книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить те или иные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Переходя к всё более длинным предложениям, вам, без сомнения, станут малы размеры карточек Домана , поэтому вам предстоит заняться следующим:

  • уменьшить размер шрифта;
  • увеличить количество слов;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать следующее правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не могут быть написаны слишком большими буквами или слишком отчетливо, стоит опасаться только слишком маленьких букв и слишком неразборчивого написания.

На данной стадии всё готово для перехода к последнему и самому волнующему этапу – книге. Мы уже готовились к этому шагу, создавая книги из словосочетаний, простых и распространенных предложений. Но все это было лишь подготовкой к самому главному.

Этап пятый (книги).

Сейчас ваш малыш умеет обращаться со словами и предложениями, написанными большими печатными буквами. Теперь ему предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.

Чем меньше возраст ребёнка, тем более вызывающим будет этот шаг. Помните, что к этому моменту вы сумели достаточно развить и укрепить его зрительный аппарат. Если к тому времени, когда вы перешли к чтению книг, отпечатанных шрифтом в 1 см, вашему ребёнку уже исполнилось три года, у вас, по всей видимости, не возникнет особых проблем. Если же вы приступили к чтению книг, когда ребёнку еще нет и 2 лет, то с уверенностью можно предположить, что вам придется сделать самим или приобрести для него книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает – прекрасно, поскольку такое чтение по Доману будет способствовать скорейшему развитию и созреванию его мозга.

Большое значение на данном этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить дитя читать. Чтобы не ошибиться в выборе книги, как источника ценной для ребёнка информации, приведём несколько правил:

  1. Её словарный запас должен составлять от 50 до 100 слов.
  2. Она должна содержать слова и предложения уже знакомые ребенку
  3. В ней должно быть не более 1-го предложения на страницу.
  4. Высота печатного шрифта должна составлять не менее 1 см.
  5. Текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них.

Содержание книги является чрезвычайно важным аспектом. Если при выборе книга покажется вам интересной, то почти наверняка она понравится и вашему малышу. В случае если вы сочтёте понравившуюся вам книгу немного трудной, не спешите отказываться от неё. Лучше слегка помочь ребёнку в процессе её чтения, чем купить слишком примитивную книгу, которая может ему наскучить.

  1. Делайте сами или приобретайте книги, которые будут интересны вашему ребенку.
  2. Прежде чем приступать к чтению, выучите его всем новым словам, которые в ней встречаются.
  3. Текст должен быть крупным и разборчивым.
  4. Убедитесь в том, что вашему ребенку придется сперва прочесть текст, а уж потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации, которые следуют за текстом.

После того, как все эти условия соблюдены, можете приступать к чтению. Сядьте вместе с ребенком и начните читать ему книгу. Если он захочет прочитать некоторые слова самостоятельно – прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем моложе ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает.

Ваш ребёнок начнёт собирать свою библиотеку. Прочитанную книгу ставьте к нему на полку – пусть он потом читает её самостоятельно столько раз в день, сколько захочет.

Какое это великое открытие – умение читать! Лишь немногие вещи в последующей его жизни сравнимы с ним. Он теперь всегда может иметь мудрого взрослого, разговаривающего только с ним о новых интересных вещах в любое время, когда ему только хочется, стоит лишь выбрать новую книгу.

Учение – это награда, а не наказание. Учение – это удовольствие, а не необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителям необходимо всё время помнить об этом и не предпринимать ничего, что могло бы разрушить такое естественное отношение ребёнка к обучению.

Метод Глена Домана

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение чтению по методу Глена Домана

Метод Глена Домана – метод глобального чтения. Обучение начинается с 3-6 месячного возраста. По мнению ученых, ребенок в период от 0 до 6 лет получает знаний больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Принцип методики состоит в том, что малышу многократно демонстрируются карточки со словами. Слово написано целиком, а не по буквам или слогам. Методика построена на определенном воздействии на отдельные участки детского мозга.

Карточки Домана можно изготовить из белого картона, размер 10*50 см. Высота букв7,5 см. Текст можно нанести красным маркером с толстым стержнем (толщина шрифта не менее1,5 см.) Первые слова на карточках пишутся красным крупным печатным шрифтом. В дальнейшем обучении буквы уменьшаются, и цвет меняется на черный. На обратной стороне карточки рекомендуется повторить слово мелким шрифтом « для себя», чтобы не приходилось заглядывать на показываемое слово и терять драгоценное время.

Процесс обучения по методу Глена Домана . Демонстрация карточек проходит на расстоянии35 см. от лица. В руки ребенку карточки не даются. Показ длится 1-2 секунды, в течении которых четко произносится написанное слово. Начинать следует с простых, хорошо знакомых ребенку слов («мама», «папа», «нос» и т.д). Показывается не более 5 карточек за 1 раз. Перерывы между занятиями должны быть не менее 30 минут.

1 день – 4 занятия (набор №1 из 5 карточек).

2 день – 6 занятий (3 занятия с набором №1, 3 занятия с набором №2 из 5 новых слов).

3 день – 9 занятий (каждый набор карточек используется по 3 раза).

Занятие продолжаются с 15 карточками до тех пор, пока ребенок их не запомнит. Затем удаляют по 1 слову и заменяют его на новое.

Самое главное, чтобы ребенку не стало скучно! Иначе процесс обучения не даст результата. Не заставляйте и не настаивайте на обучении, если у малыша нет желания или плохое настроение. Методика Глена Домана была рассчитана на англоязычных детей. А в английском языке большинство слов не изменяются по падежам и родам, соответственно теряя эмоциональную составляющую слова. Для российских детей методика Домана была доработана Андреем Маниченко.

В методике Маниченко используются:

Карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом – для начального обучения.

Карточки со словами, написанными более мелким черным шрифтом – для восприятия типографского текста.

Карточки со служебными частями речи и частями слова – для дальнейшего составления словосочетаний и предложений.

5 карточек показывают ребенку за 5 секунд, четко произнося слова вслух. В конце обязательная похвала малышу «Молодец». Карточки показывают таким образом для того, чтобы ребенок увидел слово на долю секунды раньше, чем услышал его.

По методу Глена Домана можно также изготовить математические карточки (с крупными красными точками вместо цифр) и карточки для энциклопедических знаний (над названием предмета (красный шрифт5 см.) находится изображение этого предмета. Размер карточек 28*28 см.).

Не перегружайте ребенка в процессе обучения. Никогда не сравнивайте его успехи с успехами других детей. Каждый человек индивидуален. Если вы не наблюдаете успехов, применяя одну методику, воспользуйтесь другой.


  1. Метод глобального чтения (единица чтения – слово)

Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга..." в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально-фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определенное количество речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе письменному языку - чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы Читаем с пеленок.

Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.
У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и не говорящими воспитанниками. Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития «Умница», Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:

Замены и смешения звуков при чтении,
- побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова,
- искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.
- нарушения понимания прочитанного,
- аграмматизмы при чтении.

Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.

К слову сказать, даже в традиционном школьном обучении опытные учителя обязательно - сознательно или интуитивно - используют в своей работе "глобальные приемы" обучения. Вспомните "чтение по цепочке", при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен внимательно следить за текстом. Как правило, сначала учитель просит прочитать слово (фразу, предложение, абзац) "сильному" ученику (который уже умеет читать), затем "среднестатистическому", и только потом тот же текст читают "слабые". Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно и на слух, запоминание образа с опорой на ассоциацию. Смысл ясен, что "должно получиться" - понятно, текст становится подтверждением ожидаемого смысла, происходят процессы "узнавания", "закрепления", "формирования новых ассоциаций" - происходит процесс эффективного обучения.


Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое-то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале - узнаем смысл написанного.
В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять "о чем тут написано?"
До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь!

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР:

КАК ПРОИСХОДИТ ЗАНЯТИЕ.

"Знакомым" слово считается, если Вы показали его ребенку 15-17 раз - то есть три показа в день по 15 слов (15секунд! - одно занятие) 5 дней. Или, если один показ в день, то соответственно 15 дней.

Начинаете показывать в первый день - одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем - самое старое слово - убираете, одно новое добавляете, все
карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.

Берете стопочку из 15 карточек (вначале может быть меньше - я писала выше), ребеночка сажаете перед собой на некотором расстоянии и бодро так и весело показываете карточку и говорите то, что на ней написано - только одно слово без комментариев. И так все карточки - показали и произнесли (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого 15-ти секундного действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: "Ай да умница!"

Очень многим родителям неймется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему-нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда уже вы точно будете уверены, что он ЗНАЕТ. Я это называю СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Экзаменовать ребенка и предлагать любые "выступления перед публикой" можно только в том случае, когда и вы, и он сам абсолютно уверены в успехе.
Поэтому лучше дождаться, когда он сам что-нибудь выдаст - тут уж вы его нахвалите и сами убедитесь в его знаниях.

САМОЕ ГЛАВНОЕ!

Это не должно становится самоцелью - чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! В общем-то, двухлетнему ребенку совершенно незачем уметь читать. У нас с вами другие задачи. Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизируем работу мозга, опираясь на возможности правого (ведущего в этом возрасте!) полушария.
Как говорила известнейший нейропсихолог Мерили Зденек: "Обучая левое полушарие,- мы обучаем левое полушарие. Обучая правое полушарие - мы обучаем весь мозг!" Об этом надо помнить. А результат обязательно проявится, будьте уверены.
Обязательно надо давать слов 10-15 (не меньше 10!), иначе ребенку просто станет скучно. У некоторых детей вовсе может пропасть интерес из-за этого, поэтому будьте бдительны. Нам-взрослым всё кажется, что это так трудно - зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов. Показывать карточки надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть - никуда не денется, ваши действия все равно привлекут его внимание.
Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно. Самых больших карточек (шрифт высотой 10см) у меня было 60 штук.

ТЕМЫ:

1. "семья" (мама,папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е), дядя, братик и так далее...
2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т.д.)
3. игрушечные звери (которые у вас есть - то есть ребенок их знает: зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие "игрушечные" названия,ну, то есть как вы их называете, когда играете); можно заодно написать и слова, обозначающие "кто как говорит" - "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу" - и т.д. - особенно, если ребенок уже учится говорить.
4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т.д.)
5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т.д.)

6. любимая (ну, если не любимая, то знакомая) еда: молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т.д.
7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме): спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить.

Соответственно, планируем:
день 1-ый - первый показ - одно слово мама, 2-ой - два слова: мама, папа, з-й показ: три слова - мама, папа, баба, 2-й день - четыре слова: мама, папа, баба, деда, 2 показ- мама, папа, баба, деда, брат. и т.д. до 15 слов. С 16 слова - первое слово "мама" убираем. Для того, чтобы было понятно, какое слово надо убирать - я на обратной стороне добавляемой карточки писала число - когда она "пришла", чтобы не перепутать, какая именно карточка должна сегодня "уйти". А можно просто написать заранее список слов по порядку, как вы их будете показывать. И тогда просто зачеркивать слова - каждый день по три слова или по одному слову - в зависимости от режима, который вы выбрали.
Можно установить и другой режим показа, например, один раз в день по 10 слов или по 15, как вы решите лучше для вашего ребенка. Таким образом, получится, что большие слова вы будете проходить месяца два с небольшим (наверняка же будут дни, когда вы будете пропускать занятия).

ЧТО ТАКОЕ "АКТИВНЫЕ" КАРТОЧКИ?

Это слова, которые пишутся на маленьких полосочках плотной белой бумаги (приблизительно 12см на 5см) черным маркером и обязательно печатными буквами, желательно ОТ РУКИ. "Активными" я их назвала по двум причинам: во-первых, с ними можно играть и производитьактивные действия, а не только смотреть и слушать, как это было с большими карточками; во-вторых, слова, которые пишутся на этих карточках являются наиболее актуальными для ребенка на данный период времени, когда происходит перевод слова из пассивного в активный словарь. Итак, "активные" слова - это слова, которые только-только появляются в лексиконе ребенка (когда он начинает говорить) или те слова, которые в настоящий момент вызывают у него повышенный интерес, новые слова, которые он начинает употреблять в речи. Можно писать и всякие мелкие слова - междометия, местоимения ("я", "ты", "ура", "ой"), даже предлоги некоторым нравятся.

Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь - в различные сюжетные игры:
магазин, автоперевозки, ресторан, обед, и т.д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь Мишку), и делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", "конфета", "сок", "торт", "чай", опять "конфета" и т.д. Читаем,
играем.
Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять в каждой игрушке ее имя. Можно зверей "кормить" - раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему "кто что ест".
Можно разыскивать мам для потерявшихся деток (карточки "щенок" - к собаке, "телёнок" - к корове и т.п.) Можно перевозить "мебель" (карточки слов) на машинах. Можно играть в магазин - используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. Давай дадим "конфету" Мишке - положили карточку Мишке, вот у Мишки "конфета" - акцентируем внимание на каждом слове несколько раз. А "котик" поедет на машине кататься - кладем карточку "котик" на машину, чтобы слово видно было и еще раз говорим: "КОТИК" поехал на машине и т.п.) И так далее до бесконечности. Вы сами придумаете множество вариантов разнообразных игр.

К слову сказать, многие психологи с тревогой утверждают, что современные дети совсем не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, что негативным образом отражается на развитии личности и всего поколения. Так что мы с вами заодно и эту проблему заранее решаем.
Вместе с навыками сюжетно-ролевой игры развиваются и символьное мышление, и воображение.
Должен ли ребенок повторять слова? Совсем не обязательно. Он это может делать, если у него возникает такое желание, но если он молчит, то это не
означает, что слов он не запомнил. Более того, даже если он действительно не запомнил какие-то слова - это не суть важно - важен сам процесс.


Замечу, что большие красные карточки - это тоже вещь нужная, просто в данном случае результат несколько "не ясен", но большие карточки имеют свою функцию - накопительную, это "фотоснимки", которые отображаются в мозге. А активные карточки помогут вам быстрее увидеть результат и самим испытать положительные эмоции. Кроме того, по свидетельствам многих моих знакомых мам, очень часто именно в результате работы с активными карточками дети-молчуны начинают РАЗГОВАРИВАТЬ! На
активных карточках можно писать и всякие мелкие слова - междометия, местоимения ("я", "ты", "ура", "ой"), даже предлоги некоторым нравятся. Активные карточки можно заводить параллельно с красными, и с глаголами и прилагательными, и словосочетаниями... А потом пойдут маленькие книжечки (на одной странице - слово, на следующей - картинка... см.рис.3). С этими карточками дети любят играть в "Угадайку". Раскладываете карточки той стороной, на которой написано слово. Сначала прочитываете сами все слова, желательно несколько раз "под разным соусом". Затем карточки перекладываем в другом порядке.
Ребенок угадывает, где какое слово написано. Называет слово - переворачиваем карточку. Если картинка совпала с названным словом - все в порядке. Если нет - переворачиваем опять той стороной, где слово. Опять взрослый несколько раз прочитывает осташиеся слова. И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. Можете придумать свой вариант такой игры. Главное - чтобы ребенок несколько раз сфокусировал внимание на написанном слове, услышал его и научился отгадывать по каким-то деталям. При угадывании, не надо спрашивать у ребенка "Что тут написано?", лучше попросить показать слово: "Как ты думаешь, где написано "мишка"?, покажи".


Большие книжки делают так: берете большие листы для черчения (формат А3) складываете пополам, сшиваете или скрепляете в виде книжки (см.рис.4). Все это хозяйство разукрашиваем, наклеиваем картинку на
страницу - снизу предложение короткое (отпечатано на принтере крупным шрифтом и приклеено). Например: Художник рисует. Деток постарше можно приобщать к созданию таких книжек. И замечательное совместное творческое занятие с ребенком - тут вам и рисование, и работа с ножницами, бумагой и клеем, и аппликация, и печатание, еще и чтение. Такая книжка точно будет любимая. Можно делать такие тематические книжки: Профессии (будут простые глагольные предложения), Цвета, Противоположности (будут предложения с прилагательными), Вежливые слова (в разделе "Обучающие презентации" можно скачать подобную книжку "Волшебные слова") и т.п. Я уж не говорю о книжках "Про себя-любимого" с фотографиями ребенка и всей семьи.

Основатель: Глен Доман — ученый — нейрофизиолог

Самое важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Глена Домана — ни в коем случае не забывайте о том, что обучение — это не работа, а увлекательная игра.

Материалы Домана были созданы на основе многолетней экспериментальной работы группы учёных. Его методика состоит из пяти основных этапов.

Этапы обучения:

Отдельные слова

Он начинается с использования 15 слов. И только после этого можно продолжать развитие словарного запаса по Доману. Заниматься рекомендуется исключительно, когда малыш находится в хорошем настроении, когда он полон энергии и восприимчив. Помещение для занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.

Для начала покажите вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не выпуская ее из рук, 1-2 секунды. В этой методике не рекомендуется как-то комментировать слова, Не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

За первый день обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить трёх минут.

В течение второго дня нужно будет повторить основное задание 3 раза, а также трижды продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.

На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот раз вы будете использовать три набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Как же выбрать первые 15 слов? Они должны быть самыми близкими и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, занятий, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.

Скука – сигнал опасности. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек больше трёх раз в день, малышу это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может привести к потере интереса ребёнка к обучению.

Вот какие результаты обещает вам Глен Доман после 3 дней следования его рекомендациям:

  • малыш разовьет зрительный аппарат и научит мозг отличать один письменный знак от другого;
  • он сможет прочитать слова.

Выучив 15 слов, можете приступать к следующей группе, обозначающей, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.

Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

Словосочетания

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда познакомьте маылша с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».

И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Простые предложения

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения. К этому момент малышу следует знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалите по 2 старых предложения и вставьте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке 2-3 слова.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть заполнена фотографиями самого ребенка.

Распространённые предложения

К этому этапу ваш ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения чтению.

В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек с предлогами и наречиями, однако, не стоит слишком ими увлекаться.

Не стесняйтесь писать также и смешные предложения, вроде «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

Продолжайте показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить разные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Когда вы приступите к освоению более длинных предложений, вам, без сомнения, потребуется увеличить размеры карточек, поэтому сейчас стоит:

  • уменьшить размер шрифта;
  • увеличить количество слов;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать такое правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не стоит писать слишком маленькими буквами и неразборчиво.

Книги

На последнем этапе малышу предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.

Если же вы приступили к чтению книг ребёнку, которому нет еще и 2 лет, можно с уверенностью предположить, что вам понадобятся книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение поможет скорейшему развитию и созреванию мозга. Если малышу уже исполнилось 3 года – то у вас, скорее всего, не возникнет проблем.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить малыша читать. Чтобы не ошибиться в ее выборе, приведём несколько правил:

  • она должна содержать от 50 до 100 слов;
  • состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
  • в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
  • высота печатного шрифта — не менее 1 см;
  • текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.
  • прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в ней встречаются;
  • текст должен быть крупным и разборчивым;
  • убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,
  • сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает;
  • прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её сам столько раз в день, сколько захочет.

Плюсы методики Глена Домана

  • обучение происходит в игре;
  • ваш ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,
  • у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;
  • метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания.

Минусы

  • изготовлениение карточек занимает очень много времени, но этот минус преодолим. Загляните на родительский форум в интернете, и вы обязательно найдете готовые наборы карточек;
  • зачастую малыши, читающие карточки, не узнают эти же самые слова, написанные, предположим, другим цветом;
  • многие учителя отмечают, что ребенок, учившийся читать по Доману, не справляется потом со школьной программой, у него чаще возникают проблемы с грамотностью.

Дело в том, что для овладения русским языком нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова. Именно на этом базируются законы правописания. Ребенок же привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!