Свадебный портал - Карамель

Последствия для спины у художественных гимнасток. Художественная гимнастика: как избежать травм и разочарований. Предупреждение травмы в художественной гимнастике

Спортивная гимнастика — тяжелый спорт, травмы, к сожалению, здесь обычное дело. Чтобы избежать серьезных последствий сложных упражнений, нужно понять, что спорт высоких достижений — это наука и хорошо знать технику безопасности, снаряды своего вида спорта. В спортивной гимнастике нужно четко знать свои возможности и давать организму отдых и время на восстановление, ни в коем случае не работать на износ, это поможет избежать тяжелых травм, хотя экстремальность самого спорта уже само собой вызывает постоянные опасения.

Причины

На травматизм в спортивной гимнастике влияет продолжительность занятий, при сильных нагрузках организм спортсмена переутомляется и возникает риск травм. Серьезные повреждения часто возникают на соревнованиях высокого уровня, где спортсмены с большой частотой делают сложные элементы, особенно это касается тренировок, на которых возникает 95% всех травм. Если на соревнованиях спортсмен имеет возможность восстановиться между выступлениями, то на тренировках сложнейшие действия повторяются постоянно на протяжении многих часов.

К основным причинам травм относятся:

Гимнастические снаряды

В женской гимнастике есть четыре вида упражнений — опорный прыжок, брусья, колода и вольные упражнения. Все они опасны по-своему. Например, колода узкая, она имеет в ширину десять сантиметров, она твердая, хотя небольшое мягкое кожаное покрытие есть. На сложных элементах нога может промахнуться, соскользнуть и спортсмен ударится о колоду или упадет на пол.

На разновысоких брусьях травмы бывают не только от падений, но также от ударов ногой при раскручивании на более высоком брусе. Не смотря на то, что снаряд регулируют (разводят) по росту спортсменки, все же девушки должны сгибать или разводить ноги в полете, чтобы не задеть нижний брус.

На опорном прыжке бывают травмы двух типов — при ударе рукой о козла можно травмировать или даже сломать кисть. Чтобы кисть не пострадала, иногда надевают на руку специальные фиксаторы кисти с вшитыми двумя пластиковыми пластинами. Профессиональные гимнасты на опорном прыжке могут делать двойное и даже тройное сальто. Чтобы выйти на такое количество оборотов, нужно значительно выпрыгнуть вверх, и падение с высоты плюс ускорение на раскрутке могут серьезно травмировать спортсмена при неудачном приземлении.

Вольные упражнения состоят из множества акробатических элементов — сальто, рондат, фляк, колесо, винт которые исполняются под музыку, часто в очень быстром темпе. Поэтому нужно их исполнять по определенной технике, которая включает правила исполнения и безопасность. Конечно, даже при идеальном подходе травм трудно избежать, но все же нужно сотрудничать с тренерами, в том числе и по акробатике и хореографии, которые обучены нормативам безопасного исполнения упражнений.

Часто травмы возникают на прыжках на батуте, часто травмы возникают у спортсменов спортивной гимнастики, которые отрабатывают на тренировках акробатические элементы.

Судьбы спортсменов

Несмотря на то, что спортивная гимнастика явно предрасположена к травмам, тяжелые и смертельные травмы здесь случаются редко. Некоторые из трагедий спортсменов:

  1. Елена Мухина была самой перспективной гимнасткой СССР, она в 1978 году стала чемпионкой мира, однако, при подготовке к олимпийским играм, в 1980 году получила травму позвоночника и до смерти, на протяжении 26 лет была прикована к постели. Чтобы поддержать спортсменку, к ней ежегодно приезжал, щоб підтримати спортсменку Хуан Антонио Сомаранч.
  2. Делая опорный прыжок в 1988 году на чемпионате в Японии, спортсменка из США Джулисса Гомес поскользнулась на гимнастическом мостике и ударилась головой о коня. Парализованная спортсменка была на аппарате искусственного дыхания, однако этот аппарат сломался, что повлекло необратимые изменения в головном мозге. Джулисса прожила еще три года на попечении семьи, пока в 1991 году не скончалась от инфекционного заболевания в возрасте 18 лет.
  3. Спортсменка Кристи Генрих слишком впечатлилась высказыванием судьи на соревнованиях в Будапеште, что она имеет лишний вес. После этого она перестала питаться, у нее развилась анорексия и она умерла через шесть лет в возрасте 21 год при весе 21 килограмм.
  4. Чемпион мира по спортивной акробатике Сергей Погиба на чемпионате России в 1992 году во время исполнения сложного винта приземлился на голову и сломал шейный позвонок. Спортсмен частично восстановился, но остался прикован к инвалидной коляске.
  5. В 1997 году спортсменка-батутистка Татьяна Селищева повредила позвоночник, у нее отказали ноги. Сейчас ноги частично восстановились, есть надежда, что она будет передвигаться самостоятельно.
  6. Олимпийская чемпионка, гимнастка из Румынии Александра Маринеску в 1997 году повредила позвоночник, после сложных операций она все равно осталась инвалидом в возрасте 15 лет.
  7. Китайская гимнастка Сань Лань в возрасте 17 лет на соревнованиях 1998 года в Нью-Йорке на опорном прыжке упала головой на маты. Длительная операция не смогла полностью восстановить двигательные функции. Гимнастку в США поддержали голливудские звезды — Джеки Чан, ди Каприо, певица Селин Дион спела спортсменке хит из «Титаника». В 2008 году спортсменка несла Олимпийский огонь на Параолимпийских играх в Пекине.
  8. Евгений Шабаев был сильным спортсменом, но занимать почетные места на серьезных соревнованиях не получалось. Постоянные неудачи и травмы подорвали здоровье спортсмена, и он в возрасте в 1998 году 24 лет умер от сердечного приступа, находясь на автобусной остановке.
  9. Румынская гимнастка, член юниорской сборной Александра Хучи в возрасте 12 лет в 2001 году умерла от сердечной недостаточности, которая была вызвана врожденным заболеваниям. Она потеряла сознание на тренировке, к сожалению, болезнь сердца была диагностирована только после смерти.
  10. Русская спортсменка Мария Засыпкина в 2001 году стала серебряным призером чемпионата мира по спортивной гимнастике. При исполнении сложного элемента без страховки упала головой на пол, гимнастку парализовало. Последующая операция была довольно удачной, шейный позвонок заменили титановой пластинкой. Девочка не только стала ходить, но и сделала попытку вернуться в спорт, хотя врачи были категорически против этого.
  11. Гимнаст из Германии Йохан Хаблик в 2002 году сломал шейный позвонок и вследствие этого ему парализовало левую руку.
  12. Гимнаст из Камеруна Алим Хассан при неудачном приземлении проломил череп и вскоре умер после этого в госпитале.
  13. В 2004 году немецкий гимнаст Ронни Зисмер на вольных упражнениях, при исполнении двойного сальто, сломал шейный позвонок. Он прикован к инвалидному креслу и с трудом двигает руками, но делает усилия, чтобы полностью восстановиться, несмотря на неутешительные прогнозы врачей.
  14. На чемпионате Китая в 2007 году гимнастка Ван Ян сломала шею при соскоке с разновысоких брусьев. Врачи прогнозировали паралич, однако через четыре месяца 15-летняя девочка передвигалась с помощью костылей. Восстанавливалась спортсменка постепенно в специальной клинике, на протяжении двух лет, после чего в 2010 году переехала жить домой.
  15. Австралийская спортсменка Мишель Мейтленд в 2009 году на тренировке выпрыгнула за пределы батута и ударилась головой о пол, получив смертельную травму. Спортсменке было всего 19 лет.

Растяжения мышц в данном виде спорта очень частая незадача. Ведь, чтобы добиться гибкости в суставах, гимнасткам приходится выполнять упражнения на растяжку. В большинстве случаевстрадают сухожилия мышц задней поверхности бедра и в области паха.

Также боли в мышцах возникают по следующим причинам:

Внутренним

  1. Физиологическим (контрактура и крепатура);
  2. Анатомическим (растяжения и разрывы мышц);

Внешним – ушибам

  1. 1 степени
  2. 2 степени
  3. 3 степени

Крепатура

Это мышечные боли, которые возникают не сразу, а по прошествии некоторого времени после тяжелой физической нагрузки.

Этиология этой боли связана с накоплением в мышцах молочной кислоты, а также другими продуктами метаболизма в организме человека.

Для снятия подобных болей используют нестероидные противовоспалительные средства.

Контрактура

Это ограничение подвижности сустава, при котором конечность полностью не разгибается либо не сгибается.

Причинами таких контрактур являются:

  • Механические (местные процессы в суставе).
  • Раздражение НС.
  • Смешанные (поражения мышц и нервов одновременно).

Лечение подбирается в зависимости от типа и причины контрактуры. Оно может быть как консервативным (ЛФК, массаж, физиопроцедуры и другое) и оперативным (применяют принеэффективности консервативного лечения).

Растяжение степень 1

При растяжении связок происходит частичный разрыв волокон.

Для лечения необходимо использовать специальную ортопедическую повязку и соблюдать покой около трех суток. Можно приложить сухой холод. Назначают физиотерапевтическое лечение.

Разрыв мышцы степень 2

Происходит частичный разрыв связки, но функция сустава при этом не нарушается.

Используют обезболивающие, сустав пунктируют и назначают тугую повязку и физиотерапию.

Разрыв мышцы степень 3

Полный разрыв связки с нарушением функции сустава.

Лечение обычно оперативное. Накладывают гипсовую повязку, назначают физиотерапию.

Травмы коленных суставов в художественной гимнастике

Данные спортивные травмы связаны с прыжками, а точнее с неправильным приземлением. Также при выполнении такого элемента в художественной гимнастике, как «гранд жете», травмыколена практически неизбежны. Необходима отличная концентрация внимания и точная техника. Травма, полученная в последствии выполнения этого элемента, требует оперативноговмешательства.

Зачастую травмы коленных суставов связаны с прыжками, а точнее с неправильным приземлением.

Травмы голеностопных суставов

Эти травмы в художественной гимнастике находятся на первом месте по частоте у гимнасток. Это такие травмы голеностопных суставов, как:

  • растяжение, разрыв связок сустава;
  • повреждение сухожилья малоберцовой и большеберцовой мышц;
  • травмы синовиальных сумок мышц данной области.

Растяжения связок голеностопного сустава

К растяжению связок малоберцовой кости может привести варус стопы (вращение внутрь). Также кроме связок может пострадать межберцовое соединение и дельтовидная связка.

Для лечения используются различные методы, выбор которых зависит от тяжести повреждения.

Медиальный синдром ущемления голеностопного сустава

Также при растяжениях связок вследствие вращения внутрь и после переломов плюсневых костей, может развиваться импиджмент-синдром голеностопного сустава с медиальной стороны (сторона, лежащая ближе к позвоночнику. Происходит ущемление пучка дельтовидной связки, находящегося спереди. Это требует оперативного вмешательства, но больший процентпострадавших смогут вернуться в спорт.

Травмы стопы

Гимнасткам приходится чаще встречаться с острыми повреждениями стоп, чем с хроническими повреждениями. Это такие повреждения, как вывих стопы Лисфранка и подтаранный вывих, атакже переломы и вывихи пальцев стопы, повреждения плюсневых костей и связок стопы.

Гимнасткам необходимо соблюдать ювелирную точность в выполнении элементов и при приземлении.

Повреждение ПФС большого пальца стопы

Причиной травмы ПФС может послужить насильственное сгибание или разгибание стопы, которые могут произойти при неправильном приземлении. Такое повреждение сопровождается дефектомкапсулы сустава, а также перерастяжением и разрывом связок, которые ее удерживают.

Часто встречается вывих большого пальца стопы, который возникает при насильственном его сгибании (при ударе о твердый предмет).

Предупреждение травмы в художественной гимнастике

Существует множество причин, по которым у спортсменок могут возникать травмы в художественной гимнастике. Для того чтобы эти травмы предотвратить необходимо знать причины и устранить их. Рассмотрим некоторыепричины:

  • нарушения проведения занятий (тесное помещение, большое количество гимнасток, неправильная установка требований);
  • неправильная методика обучения (гимнастка еще не готова к выполнению данного упражнения);
  • несоблюдение техники безопасности, неправильное поведение (нарушения дисциплины);
  • несоответствие одежды требованиям (по размеру, форме);
  • несоответствие параметров помещения для тренировок (неправильная температура, влажность в помещении, непроветриваемое помещение).

И это далеко не все причины, по которым гимнастка может получить травму.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений необходимо подготовиться к нагрузкам, выполнить растяжку. Нужно чтобы все суставы «разработались», специально для этих целей существуютупражнения для конкретного сустава. Но и у таких упражнений есть свои плюсы и минусы.

Спортивный инвентарь должен быть расположен в соответствии с правилами безопасности, для предупреждения травмы в художественной гимнастике.

Важную роль в выполнении спортивных элементов играет страховка. Немаловажно контролировать собственное самочувствие и вовремя среагировать на его ухудшение.

Эта статья ни в коем случае не ставит своей целью запугать читателей или отговорить их от занятий художественной гимнастикой. Напротив, мы хотим, чтоб этот, поистине прекрасный вид спорта, приносил только радость и удовлетворение спортсменкам и их болельщикам.

Что могут сделать родители, чтобы помочь юным гимнасткам избежать травм, если двери спортзала для них закрыты?

На самом деле, кое-что вы можете сделать!

Выбрать подходящего тренера

Профессиональные гимнастки проводят с тренером больше времени, чем даже с родителями, поэтому
подумайте семь раз, в какие руки отдавать своего ребенка.

От того, как построена программа тренировок, как соблюдается техника безопасности, насколько чутко
тренер чувствует предел возможностей ребенка зависит и здоровье последнего.

Расспросите в школе или секции о статусе тренера, его стаже. Как оценивают методы тренера другие
родители. Здесь важно выяснить насколько тренер мягок с детьми и требователен. Собрав эту информацию сопоставьте её с вашими планами.
Чего вы ожидаете от тренировок?
Если хотите вырастить чемпиона, то нужен опытный тренер со стажем и твердым характером. Только такой
сможет раскрыть максимальный потенциал ребенка. Одновременно, возрастают и « профессиональные риски», о
которых речь пойдёт ниже.
А вот если вы не грезите художественным Олимпом и не хотите сильно грузить ребенка спортом, то нужен
наоборот тренер помягче.
Это нормальный подход! Многие родители отдают девочек в художественную гимнастику, чтобы сформировать им хорошую осанку, развить пластику и укрепить здоровье. Это можно сделать и без перегрузок. Достаточно тренироваться со средней нагрузкой, без перегибов. Тише едешь, как говорится…

Травмы у новичков

До 30% травм у новичков в гимнастике — это неправильная организация места тренировок.
Оцените визуально зал. Правильно ли уложено покрытие? Нет ли бортиков, ступенек, острых углов? Хватает
ли высоты потолков, освещения?
Посмотрите как проходят тренировки, сколько человек занимается.
Не мешают ли спортсменки друг другу? Случается, что при большой загруженности зала гимнастки задевают
друг друга предметами или даже сталкиваются при выполнении прыжков и сложных элементов.

Немаловажным аспектом в тренировках начинающих гимнасток является развитие самоконтроля.
Приучите ребенка смотреть под ноги и проверять что находится у него за спиной. Изначально у детей нет
такого навыка. Его нужно нарабатывать.
Также, как можно доходчивее объясните юной гимнастке, что все новые упражнения первый раз нужно выполнять только при страховке тренера. А лучше иметь страховку до тех пор, пока гимнастка не научится выходить уверенно из любой фазы упражнения.

Травмы у подготовленных спортсменок

У профессиональных гимнасток риск травматизма сводится к двум основным случаям. Это дистрофия сухожилий (тендинит) и микротрещины костной ткани (усталостный перелом).

ТЕНДИНИТ — воспаление и дистрофия ткани сухожилия, связанные, как правило, с постоянными перегрузками и
нарушением баланса между тренировками и отдыхом.

Основные симптомы:

— боль при активном движении пораженной конечностью;
— болезненная реакция при пальпации;
— похрустывание во время движения конечностью;
— покраснение и повышенная температура в области воспаленного сустава;
— снижение подвижности суставов в месте воспаления.

При обнаружении хотя бы одного симптома следует немедленно обратиться к врачу, так как есть риск
повреждения сухожилий.

УСТАЛОСТНЫЙ ПЕРЕЛОМ — это микротрещины в кости, вызванные перегрузкой от постоянной физической
активности, приводящей к микротравматизации костной ткани. Процессы регенерации не успевают покрывать
постоянную травматизацию и повреждения накапливаются, ослабляя кость. В конечном счете, при
игнорировании и без должного лечения усталостный перелом может привести к полному перелому кости. По
механизму травматизации усталостный перелом можно сравнить с тендинитом — микроповреждением сухожилий.

Основной симптом — боль, нарастающая при активности и уменьшающаяся в состоянии покоя, отек и жар на
месте перелома. Диагностируется при помощи рентгеновского исследования или МРТ.

Ученые, исследующие процесс тренировок гимнасток сформировали следующие правила, позволяющие снизить
риски травм до минимума:

Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных — 20
часов в неделю

Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день

ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю

В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники
спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не
следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном,
к которому они еще не готовы.

Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных
переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы.

Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять
нарушение менструального цикла, потенциально ведущую к раннему остеопорозу.

Берегите себя и своих детей!

Фотография: Татьяна Малышева

Проблемы со спиной - самая частая жалоба гимнасток. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.

Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неадекватном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.

У художественных гимнасток уже в 6-7 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) - из-за чрезмерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.

Растяжения

Растяжения - стандартная травма для гимнасток, даже самых маленьких. Сама по себе растяжка мышц - это болезненная процедура, выполняется с помощью тренера, который давит на растягиваемые мышцы, удлиняя их. Некоторые дети не могут удержаться от слез, криков.

Здесь очень важно не переусердствовать и действовать плавно. Но растяжения возникают, как правило, не в процессе растяжки, а при выполнении упражнений, когда нагрузка на мышцы резкая и интенсивная.

Болезни костей и суставов

Патология костей и суставов возникает у гимнастов на фоне хронических перегрузок и микротравм. Чаще всего наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.

В художественной гимнастике слабым местом являются коленный сустав, голеностоп и стопа. Часто повреждаются мениски, крестообразные и боковые связки коленного сустава, возможны остеохондропатии, повреждения мышц, разрывы сухожилий. Часты переломы. Конечно, травматизация более вероятна, когда ребенок занимается спортом профессионально (с 3-4 года обучения).

Риск серьезной травмы

Серьезная травма может возникнуть в любом виде спорта, но спортивная гимнастика - один из самых опасных. И это не только травмы, которые предполагают завершение спортивной карьеры, в некоторых случаях они не совместимы с жизнью. Удары о снаряды, падения, переломы позвоночника, особенно опасен перелом шейного отдела при приземлении на голову.

В художественной гимнастике риск острой серьезной травмы невысок.

Боль

Дети-гимнасты часто жалуются на боль. Болят мышцы после тренировки, во время растяжки (иногда до слез), вследствие микротравмы или полноценной травмы, которую приходится лечить, из-за которой пропускаются тренировки. Можно сказать, такие дети привыкают к боли. Однако психическое состояние в условиях постоянных болевых ощущений выходит из равновесия.

Диета

В художественной гимнастике с самого раннего возраста приходится следить за весом. Хорошо, если ребенок относится к счастливчикам, которые могут есть все и не толстеть при этом. Если же каждая конфетка добавляет граммы и сантиметры, диета может оказаться очень жесткой и исключать не только жирные продукты, сладости, выпечку и фастфуд, но и серьезно ограничивать ребенка в питательных веществах.

Одно из зарубежных исследований показало, что гимнастки употребляют лишь 80% необходимых им калорий в день, что приводит к задержке полового развития, роста, остеопорозу (а он в свою очередь повышает риск переломов).

Большая загруженность

Уже в младшей школе ребенку придется выбирать, что предпочесть: учебу или спорт. Ежедневные тренировки, сборы, выезды на соревнования практически не оставляют времени для учебы. Уроки делаются на ходу. Даже отдых подчинен расписанию. Нередко такие дети лишены полноценного сна и страдают от хронических перегрузок.

Ответственность

Дети, профессионально занимающиеся спортом, перестают быть детьми. Их жизнь превращается в череду тренировок и соревнований, успехов и неудач. У них нет времени на игры и общение с друзьями. Они отвечают за все те огромные вложения, которые сделали родители, отдав ребенка в большой спорт. От малыша ждут серьезных побед, и он все время боится не оправдать ожидания. Психологическая нагрузка на такого ребенка оказывается ничуть не меньше физической.

Необходимость полного обследования

Нередко родители, радуясь хорошей гибкости ребенка, отдают его в художественную гимнастику, не подозревая, что именно ему такие занятия наносят максимальный вред. Дело в том, что при слабости связочного аппарата (что проявляется их легкой растяжимостью) риск возникновения травмы наиболее высок.

У детей со слабыми связками чаще возникают растяжения, вывихи, подвывихи, надрывы, искривление позвоночника. Именно им противопоказаны большие нагрузки. Зачастую выясняется это уже после возникновения хронической патологии.

Слабость связочного аппарата может быть наследственной особенностью либо симптомом какого-либо заболевания. В любом случае перед поступлением в секцию нужно пройти полное обследование. В дальнейшем при серьезных тренировках необходим мониторинг состояния здоровья.

Важность выбора тренера

Многие родители выбирают тренера по степени его заслуженности и количеству именитых учеников. Однако не менее важный критерий - количество травм у его воспитанников. Именно тренер должен чувствовать, когда можно нажать, а когда пора остановиться; когда подбодрить, а когда уберечь ребенка от травмы.

Хороший тренер должен знать, как развивать тело гармонично, чтобы не страдали суставы и связки, не было перекосов позвоночника; кому вообще можно заниматься, а кому стоит подобрать что-нибудь другое, так как риск нанести вред здоровью слишком высок.

Художественная гимнастика – это сложнокоординационный вид спорта. Дети, мечтающие стать профессиональными «художницами», и уже сложившиеся гимнастки должны в совершенстве владеть своим телом, чувствовать, что называется, изнутри специфику двигательной системы организма. Без подобного самоощущения гимнастка никогда не добьется успеха. Конечно, можно разработать моторную систему человека до совершенства, но век таких спортсменок будет недолгим: чаша травм перевесит на весах чашу трудолюбия. Иное дело обстоит со спортсменками, которым самой природой дано быть гибкими и изящными: именно такие девочки возьмут от тренера самые важные навыки работы над собой для развития тела и будут достигать высоких результатов. Однако и прирожденных гимнасток травмы не обходят стороной.

(с)www.mg-vrn.ru

Как показывает тренировочная практика, большинство травм в художественной гимнастике носят хронический характер. Острые травмы встречаются менее часто. Такая ситуация легко объяснима: хронические боли спортсмен терпит годами, продолжая упорно тренироваться, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Они обусловливаются многократным повторением одного и того же движения. Подобное поведение приводит к тяжелым и, по сути, необратимым последствиям. Как пример, вспомним Ляйсан Утяшеву, которая с множественными переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги продолжала тренироваться и выступать на различных соревнованиях.

Острые травмы – это травмы быстрого реагирования (растяжения, ушибы, вывихи разной степени сложности и так далее). Их легче диагностировать, а значит можно своевременно вылечить. Эти травмы также неприятны с точки зрения болевых ощущений, но они позволяют тренерам и врачам строить тренировочный процесс таким образом, чтобы предотвратить возможность появления рецидивов. После реабилитационного курса гимнастки быстро восстанавливают свою спортивную форму и легко вливаются в соревновательную жизнь.

По статистическим данным, чаще всего травмируются нижние конечности, на которые приходится большая часть нагрузок; затем идут туловище и спина (в частности, поясничный отдел); верхние конечности и шейный отдел.

Большинство травм связано либо с недоработанной техникой исполнения отдельных элементов, либо с неправильной методикой обучения тренерами юных гимнасток. Возможен и третий вариант, когда в художественную гимнастику приходят девочки, которые по медицинским показаниям не могут заниматься этим сложнейшим видом спорта. К сожалению, случаи попадания в спортивные школы подобных детей – не редкость: очень многие родители приводят дочек на занятия, чтобы воплотить в жизнь свои нереализованные мечты или для восстановления ослабленного здоровья ребенка. Однако не стоит забывать, что занятия художественной гимнастикой ни коим образом не помогут в решении таких задач. Это очень специфический вид спорта, требующий, помимо природных способностей именно к этой дисциплине, крепкого здоровья. Причем под крепким здоровьем понимается не только хорошая иммунная система, но и отсутствие таких недугов, как миопия всех степеней тяжести, сколиоз, плоскостопие и некоторые другие заболевания.

Требование абсолютного здоровья у потенциальных и сложившихся гимнасток связано еще и с тем, что в связи с достаточно серьезными нагрузками, переносимыми спортсменками с самого раннего возраста (с трех – четырех лет), вышеперечисленные недуги могут не только не пройти, но и ухудшиться.

(с) www.lori.ru

Высокий уровень травматизма напрямую связан с такими особенностями данного вида, как развитие прыгучести, гибкости и вращательной подготовкой. Со стороны это очень эффектные элементы, выполняемые гимнастками с такой воздушной легкостью, что никто особо и не задумывается над тем, какая была проделана утомительная, механическая и, самое главное, долгая работа по достижению абсолютной свободы гимнастического движения.

Для предотвращения травм во время тренировочного процесса используют следующие приемы:
- прогибания и глубокие наклоны, различные повороты и вращения (нередко с использованием отягощения или оказания непосредственной помощи со стороны тренера или подруги по команде) при подготовке межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке;
- подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти (с использованием шерстяных манжеток и перчаток) для подготовки лучезапястного сустава;
- упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для развития мышц, фиксирующих лучезапястный сустав;
- вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с использованием гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов;
- вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах, балансирование на разных опорах и прочие упражнений при подготовке голеностопного сустава.

При отсутствии в тренировочном процессе подготовительных упражнений возможны повреждения кожи ладоней, намины, мозоли, растяжения связок, трещины, ушибы, вывихи, переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков и прочее.

Самыми распространенными травмами в художественной гимнастике являются растяжения мышц, связок и сухожилий. Чаще всего травмируются паховые мышцы и задние мышцы бедра.

Для предотвращения или сокращения травм подобного рода (даже при соблюдении всех правил никто не застрахован от растяжений) рекомендуется увеличивать ежесуточное время, отведенное в тренировочном процессе на растяжку. Хорошо подготовленные мышцы меньше подвержены травмированию даже в случаях, когда гимнастка совершила неловкое движение.

Травмы коленных суставов связаны, в первую очередь, с развитием прыгучести у спортсменок. Демонстрация взрывной силы, доступной в основном только мужчинам-танцорам (например, в грузинском национальном танце встречается эффектное приземление на колени), становится нормой практически для всех гимнасток. Однако не стоит забывать, что подобная прыгучесть – это талант далеко не каждой девочки. И если Алина Кабаева выполняла этот элемент с абсолютной легкостью, то это не значит, что такая же легкость свойственна и всем остальным гимнасткам.

Кроме того, травмы коленных суставов возникают при выполнении такого элемента, как «гранд жете». Вальгусная нагрузка на колено, возникающая при приземлении с этого элемента на ногу, приводит к классической ситуации травмы ПКС. Спортсмены и танцоры, получающие такую травму, оперируются, и далеко не все впоследствии могут продолжать карьеру.

Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки в момент прыжка и сведения к минимуму вращательных элементов после его осуществления.

Травмы голеностопного сустава связаны с инверсией стопы внутрь. Это достаточно частая травма. Лечение связано с абсолютным покоем и наложением фиксирующих повязок, снимающих боль и отечность, на место травмы. Опасность растяжения голеностопа связана с большой вероятностью возникновения рецидивов.

Наряду с острыми травмами лодыжек, имеют место быть и хронические заболевания, например, тендинит (дистрофия ткани сухожилия, сопровождаемая вторичным воспалением) и усталый перелом (микротрещины в лодыжке, вызванные постоянными нагрузками).

Травмы стопы связаны с постоянными приземлениями с «прыгательных» элементов и часто сопровождаются дерматологическими проблемами.

Для предотвращения травмирования спортсменок следует уделять достаточное время растягивающим упражнениям, которые подготавливают все группы мышц к выполнению сложных элементов. Также необходимо соблюдать временной тренировочный режим: не перерабатывать, так как это ведет к общей усталости организма, снижению концентрации внимания, и, как следствие, к увеличению числа получаемых травм.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!