Свадебный портал - Карамель

Морские слова, флаги и выражения, которые полезно знать, находясь в море.     Флаги судовые. Флажная продукция Флаг счастливого плавания

У моряков, как и у всех, существует «язык », но он необычный. Его относят к сигнальным средствам.

Зрительные сигнальные средства подразделяются:
- на средства предметной сигнализации: сигнальные флаги , фигуры , флажный семафор ; - на средства световой связи и сигнализации : сигнальные фонари , прожекторы, клотиковые и сигнальные огни;
- на пиротехнические средства сигнализации: сигнальные и осветительно-сигнальные патроны, ракеты, факелы.

Средствам звуковой сигнализации являются: сирены, мегафоны, тифоны, гудки и др. Предлагаю вашему вниманию - флажный семафор . При помощи его, ведется передача и прием сообщений между в пределах прямой видимости. Используется в случае выхода из строя радиотехнических средств. Знание этого языка, поможет и не только в море. Требуется знание английского языка.

Международный свод сигналов - сигнальные книги, содержащие перечень отдельных слов и предложений, наиболее часто встречающихся в морской практике, с соответствующими им условными обозначениями в виде коротких сочетаний цифр и букв. Условные обозначения предназначенных для ведения переговоров кораблей , судов и береговых постов связи и наблюдения с иностранными , судами и береговыми постами с помощью зрительных и технических средств связи .

Семафорная или флажная азбука используется в ВМФ с 1895 года. Она была разработана вице-адмиралом Степаном Макаровым. Русская флажная азбука содержит 29 буквенных и три специальных знака и не включает в себя цифр и знаков препинания. Передача информации в этом виде связи ведется словами по буквам, а скорость передачи может достигать 60-80 знаков в минуту. За передачу сведений семафорной азбукой на корабле отвечает сигнальщик; эта специальность на флоте была введена в 1869 году.

международные морские сигнальные флаги и вымпелы

Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между всеми кораблями . До 1887 года свод назывался «Системой кодовых сигналов для торгового флота ». Первоначально свод состоял из 18 флагов. С 1 января 1901 года все морские государства приняли этот cвод . В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов .

флаги военно-морского свода сигналов

Для обозначения цифр существуют специальные флаги. Они использовались в таком виде и в Российской империи (таблица 1901 года), и в СССР, используются и поныне.

1 - бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;
2 - синий треугольный флаг с белым кругом; (в таблице 1901 года этому флагу указано дополнительное значение «Прошу крепость не салютовать»).
3 - треугольный флаг из красной, белой и синей вертикальных полос;

4 - красный треугольный флаг с белым крестом;
5 - треугольный флаг из вертикальных жёлтой и синей полос;
6 - флаг, разделённый по-диагонали на красный и жёлтый треугольники;

7 - флаг из вертикальных красной, белой и синей полос;
8 - флаг из четырёх красных и белых прямоугольников;
9 - белый флаг с синим крестом;

0 - флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники.

Правда, в таблице сигнальных флагов за 1911 г. нами обнаружена совершенно другая система цифровых флагов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Следующая группа флагов - дополнительные и специальные. Ниже представлены флаги ВМФ СССР:

Дополнительные (заменяющие) флаги использовались для замены буквенных или цифровых флагов, когда чтобы набрать требуемый сигнал не хватало имеющихся комплектов буквенных или цифровых флагов. Первый дополнительный флаг заменял первый буквенный или цифровой флаг в сигнале, второй дополнительный заменял второй флаг в сигнале и т.д.

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии"). На фото реального сигнального флага "гюйс" производства 1956 года [https://meshok.net/... ] видно, что серп и молот в центре звезды отсутствует;
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом .
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом .
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом .
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос [судя по некоторым фотографиям, синяя полоса должна быть несколько шире]; В Российской империи вопросительный флаг был другим. В таблице 1901 году значение "Вопрос. Что случилось?" приписано флагу, соответствующему букве "Е" - жёлтому с продольной синей полосой и косицами. В таблице 1911 года вопросительный флаг - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг (либо шлюпочный флаг поднимается вместе с каждым сигналом для шлюпок, выше других сигнальных флагов). На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". В начале 20 века в Шлюпочной сигнальной книге было 15 или 16 флагов. В учебнике "Сигнальное дело" 1939 года упоминались 17 флагов: "А", "Б,", "В", "Г", "Д", "Е", "З", "К", "Л", "М", "Н", "П", "С", "Т", "Ц", "Телеграфный", "Ответный вымпел". В 1940 году речь шла уже 48 флагах.

    Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале – позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле [без какого-либо дополнительного сигнала] обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных – "сигнал предназначен для всех шлюпок".


  • A, Alfa
    У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.


    B, Bravo
    Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз.


    C, Charlie
    Положитеьный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме.


    D, Delta
    Держитесь в стороне от меня, я управляюсь с трудом.


    E, Echo
    Поворачиваю вправо.


    F, Foxtrot
    Я не управляюсь, держите связь со мной.


    G, Golf
    Мне нужен лоцман.


    H, Hotel
    У меня есть на борту лоцман.


    I, India
    Поворачиваю влево.


    J, Juliett
    У меня пожар и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня.


    K, Kilo
    Я хочу установить связь с вами.
    Сигнал Kilo с цифрой означает, я хочу установить связь:
    K2 знаками Морзе с помощью флажков или руками;
    K3 усилительным устройством (мегафоном);
    K4 светосигнальным устройством;
    K5 звукосигнальным устройством;
    K6 флагами Международного свода сигналов;
    K7 радиотелефоном на частоте 500 кГц;
    K8 радиотелефоном на частоте 2182 кГц;
    K9 УКВ радиотелефоном по каналу 16.


    L, Lima
    Остановите немедленно свое судно.


    M, Mike
    Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды.


    N, November
    Отрицательный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме.


    O, Oscar
    Человек за бортом.


    P, Papa
    В гавани: Всем следует быть на борту, так как судно скоро cнимается.
    В море: Мне нужен лоцман.
    Сигнал Papa для рыболовных судов, работающих в непосредственной близости друг от друга означает, мои сети зацепились за препятствие.


    Q, Quebec
    Мое судно незараженное, прошу предоставить мне свободную практику.


    R, Romeo
    Принято.


    S, Sierra
    Мои движители работают на задний ход.


    T, Tango
    Держитесь в стороне от меня, я произвожу парное траление.


    U, Uniform
    Курс ведет к опасности.


    V, Victor
    Мне необходима помощь.


    W, Whiskey
    Мне необходима медицинская помощь.


    X, X-ray
    Приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами.


    Y, Yankee
    Меня дрейфует на якоре.


    Z, Zulu
    Мне необходимо буксирное судно.

    Цифровые сигналы


    1, Unaone


    2, Bissotwo


    3, Terrathree


    4, Kartefour


    5, Pantafive


    6, Soxisix


    7, Setteseven


    8, Oktoeight


    9, Novenine


    0, Nadazero

    Дополнительные и специальные сигналы

    Заменяющие вымпелы. Если на судне имеется единственный комплект флагов, то заменяющие вымпелы позволяют повторить буквенный флаг или цифровой вымпел один или несколько раз:

    Первый заменяющий вымпел
    всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг первого сигнального сочетания;


    Второй заменяющий вымпел
    всегда повторяет второй;


    Третий заменяющий вымпел
    Третий сверху сигнальный флаг.

    Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

    Характеристики

    Международный свод сигналов содержит 26 буквенных флагов, 10 цифровых и 3 заменяющих. Для передачи сообщения находят соответствующий текст в своде сигналов, записывают стоящие напротив ного сигнальные сечетания флагов (бывают одно-, двух-, трехфлажные сигналы, а также четырехвлажные сигналы, инфорирующие о государственной принадлежности судна), набирают их из сигнальных флагов и поднимают на фалах. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах пигналов.

    Дальность флажной сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 миль.

    Слева приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.



    Порядок передачи сигналов флагами.

    Международный свод сигналов.
    Международный свод сигналов (МСС) предназначен главным образом для связи с иностранными кораблями и судами в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод позволяет осуществлять сигналопроизводство всеми способами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф. Он построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. В отдельных случаях для расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения. Как правило, одновременно должен подниматься только один флажный сигнал. Каждый сигнал или группа сигналов должны оставаться поднятыми до появления ответа на принимающем корабле.

    Вызов судна.
    Позывные вызываемого судна следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале.
    Если позывные не подняты, то это означает, что сигнал адресуется всем судам, расположенным в пределах видимости сигналов. Если невозможно установить позывные судна, которому необходимо передать сигнал, то следует вначале поднять сигнал VF - "Вы должны поднять ваш позывной" или CS - "Какое название или какой позывной вашего судна?". Одновременно передающее судно поднимает свои позывные.
    Ответ на сигналы.
    Все суда, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять "Ответный вымпел" до половины, а сразу после разбора сигнала - до места; "Ответный вымпел" должен быть приспущен до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднят до места после разбора следующего сигнала.
    Окончание обмена сигналами.
    После спуска последнего флажного сигнала передающее судно должно отдельно поднять
    "Ответный вымпел", указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающее судно должно ответить на это так же, как на все другие флажные сигналы.
    Действия, если сигнал непонятен.
    Если принимающее судно не может различить сигнал, передаваемый для него, то оно должно держать "Ответный вымпел" поднятым до половины. Если сигнал различим, но его смысл непонятен, то принимающее судно может поднять сигнал: ZQ - "Ваш сигнал, по-видимому, закодирован неправильно. Вы должны проверить и повторить весь сигнал" или ZL - "Ваш сигнал принят, но не понят".

    Использование заменяющих вымпелов.
    Применение заменяющих вымпелов позволяет повторять тот же буквенный флаг или цифровой вымпел один или несколько раз в одной и той же группе, если на судне имеется единственный комплект флагов. Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг первого сигнального сочетания; второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий - третий сверху сигнальный флаг. Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе. "Ответный вымпел", когда он применяется в качестве знака десятичной дроби, не должен приниматься во внимание при определении, какой заменяющий следует использовать.
    Передача по буквам.
    Названия судов или географических объектов в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам латинского алфавита. С невоенными судами военные могут обмениваться сообщениями по Международному своду сигналов. В этом случае корабль поднимает красно-белый вымпел Международного свода сигналов.

    Сигналы свода, за исключением показывающих действие корабля, передаются флажной
    сигнализацией в следующем порядке:
    - Флагманский корабль сигналы по соединению передает без позывных адресата и отправителя;
    эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения;
    - Флагманский корабль сигналы в адрес одного корабля или нескольких кораблей передает только с позывными адресата (адресатов); эти сигналы репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
    - Корабли соединения сигналы в адрес одного корабля (в том числе флагманского) или
    нескольких кораблей передают с позывными адресата и отправителя; эти сигналы
    репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
    - Корабли соединения сигналы, являющиеся донесением флагману и одновременно оповещением кораблей соединения, передают только со своими позывными; эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения.

    Репетование сигнала.
    Репетование сигналафлагами производится в такой последовательности:
    - корабль-отправитель поднимает сигнал до места;
    - корабли, репетующие сигнал, поднимают его же до половины;
    - корабль-адресат поднимает сигнал до места; вслед за этим корабли, репетующие сигнал,
    поднимают его тоже до места.
    Сигнал спускается всеми кораблями, следуя действиям флагманского корабля.
    Порядок передачи сигналов показывающих действия корабля.
    Сигналы показывающие действия корабля, передаются без позывных отправителя и не
    репетуются.

    Подъем и спуск флагов расцвечивания.
    При торжественном подъеме Военно-Морского флага России поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт; при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов. Расцвечивание кораблей флагами производится между клотиками мачт и от последних к штевням корабля. От форштевня до клотика фок-мачты поднимаются треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика, грот- или бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и прямоугольные с косицами.

    При расцвечивании не употребляются:
    - Государственный флаг
    - флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск;
    - гюйс;
    - флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел;
    - иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц;
    - флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными
    флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э
    Исполнительный, 3, 4, 7, 9.
    Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.

    Оригинал записи и комментарии на

    Сигнальные флаги на корабле

    Сигнальные флаги - комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между кораблями и кораблей с берегом.

    Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

    В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

    Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

    Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

    На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов - своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги - 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

    Все флаги сделаны из специальной ткани - флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов - красный, желтый, синий, черный и белый.

    Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

    Размеры сигнальных флагов различных комплектов

    Свернутый сигнальный флаг

    Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.

    Хранение сигнальных флагов производится в свернутом виде в специальных ящиках на больших кораблях и в брезентовых мешках - на малых кораблях. Каждый флаг располагается в отдельной ячейке. Свертывают флаги в определенном порядке и затягивают петлей, что позволяет флагу самому развернуться во время подъема «до места». Это позволяет подымать сигнальные флаги при сильном ветре или с сигнального мостика очень малых размеров.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!