Свадебный портал - Карамель

Папа и малыш чем заняться. Чем занять детей дома: полезные советы и увлекательные идеи. Используйте силу окружения

Фото: Kostia Gerashchenko/Rusmediabank.ru

Обычно с раннего детства воспитанием ребенка занимается мама. Папа зачастую проводит мало времени с малышом. Его роль ограничивается добычей денег. Как научить отца взаимодействовать с ребенком, чаще общаться с ним?

Роль отца

Мама – это самый важный человек для крохи, который дарит малышу любовь и заботу. Но папа тоже очень важен для правильного психологического развития ребенка. Папа ассоциируется с защитой, смелостью и дисциплиной. То есть, отец дает чувство защищенности.

Причем, чем старше ребенок, тем больше отец нужен малышу. В каждом возрасте папа выполняет разную роль:
с 0 и до 1 года – отец дает чувство защищенности;
с 1 до 3 лет – папа помогает ребенку стать более самостоятельным и начать отделяться от мамы;
с 3 до 6 лет – задача отца – показать рамки дозволенного;
с 6 и до 17 лет – отец выполняет роль образца мужского поведения. То есть, сын формирует свое будущее поведения отца и мужа, а дочь – образ своего будущего мужа.

Если в каком-то возрасте ребенок не получает от отца то, что должен, это может спровоцировать развитие определенных комплексов, . Например, если отец мало общается с ребенком до трех лет, малышу трудно отделяться от мамы либо он делает это быстро и не всегда правильно. Или, если отец практически не общается с подростком, не понимает его, сын перенимает его манеру поведения. А значит, в будущем он тоже не сумеет наладить отношения со своими детьми-подростками. Конечно, это необязательный сценарий развития, но риски повышаются, и вероятность подобного поведения становится выше.

Итак, отец необходим в воспитании малыша, чтобы он с раннего возраста усваивал женщины и мужчины, чтобы кроха чувствовал себя защищенным, чтобы малыш вовремя становился самостоятельным.

Как привлечь папу к воспитанию малыша?

Что делать, если отец не слишком стремится общаться с крохой? Потребуется определенное время, чтобы научить малыша и папу взаимодействовать.

Но если не получилось подготовиться во время беременности или после родов отец не участвует в воспитании малыша, придется помочь ему в этом.

Что делать? Вот несколько советов, которые помогут папе научиться общаться с крохой:
с самого рождения малыша давать папе простые задания – поменять подгузник, укачать;
чаще оставлять папу и кроху наедине – не с первых недель, а с 2-3 месяцев уже можно оставлять ребенка с папой хотя бы на полчаса. Это укрепит их связь;
не критиковать папу, если он что-то боится делать или что-то у него не получается – лучше похвалить даже за маленький успех.

Женщины иногда совершают ошибку: считают, что маленького ребенка доверить отцу нельзя. Это только отдаляет папу от малыша. Он привыкает к тому, что малыш – это забота женщины и не проявляет инициативу. На самом деле, мужчин тоже может справиться с ребенком, главное, помочь ему в этом.

После того, как малыш подрастет, поле деятельности папы расширяется. Можно вместе играть, читать, заниматься общим любимым делом, гулять.

Итак, когда малыш подрастет, стоит:
организовывать больше совместных занятий – прогулки и велопрогулки, игры на улице и дома, посещение различных мероприятий (кино, детский парк с аттракционами);
найти общее – если оба любят что-то одно, то обязательно будут проводить больше времени вместе. Например, ходить за грибами, рисовать, готовить оригинальные блюда;
если времени на общение очень мало (например, папа бывает в командировках или работает допоздна), необходимо выделить хотя бы полчаса для качественного общения – нельзя отмахиваться от малыша, даже если отец устал. Очень важно просто поговорить с ребенком или почитать сказку перед сном;
по выходным заниматься чем-то всей семьей – вместе отправиться в поход, на пикник, поиграть в волейбол.


Если родители в разводе

Очень желательно сохранить отношения между ребенком и отцом, даже если . Ведь общение с отцом важно для малыша, даже если папа не очень к этому стремится.

Прежде всего, надо определить время и территорию встреч. Можно ходить вместе на прогулку или встречаться у папы, а можно встречаться и на территории мамы и ребенка. Тут надо исходить из пожеланий и ребенка, и отца. Время тоже выбирать оптимальное для обоих.

Необязательно встречаться каждый день. Однако встречи должны быть качественными. Очень важно, чтобы во время встреч не было выяснений отношений между родителями. Это только навредит ребенку. И в целом, важно формировать у ребенка уважительное отношение к обоим родителям.

И мама, и папа важны для ребенка. Поэтому с самого рождения малыш должен чувствовать любовь и заботу родителей.

Все эти вроде простенькие занятия помогают младенцу приобретать опыт – физический, эмоциональный, интеллектуальный. А это трио имеет решающее значение для развития детского мозга.

Прикосновения Обратите внимание папы на то, с каким большим удовольствием дочка/сынок вслушивается в то, что он говорит.

Пусть папа, приговаривая или напевая (что ещё лучше), ласково касается различных частей тела ребёнка и называет их – ему это очень понравится.

Новорождённый лучше всего видит объекты (в том числе и лицо человека), которое находится от него на расстоянии от 20 до 30 см (идеальное – 25). А месячного малыша уже очень интересует всё, что происходит вокруг – он видит объекты на расстоянии до 90 см. Самое первое, что узнаёт ребёнок – лица своих родителей и/или близких – тех, кто чаще с ним занимается.

Гримаски Наклонившись к ребёнку, стройте ему гримаски – меняйте выражение своего лица (высуньте язык, поводите носом, вытяните губы в трубочку и т. п.).

Взяв малыша на ручки, подойти к окошку и вместе понаблюдать – например, за голубем, усевшимся на подоконник, за веткой, качающейся за окном…

Узнавай-ка Поговорите со своим малышом, а потом – продолжая с ним разговаривать – наденьте на голову поочерёдно шапку… бейсболку… подушку… бандану… (Не меняйте свою «одежду», пока не почувствуете, что в ней он вас всё-таки узнает).

Последи Пусть папа возьмёт яркий предмет (игрушку, бант и т. п.) и подержит перед ребёнком. Как только взгляд малыша «зацепится» за игрушку – можно медленно повести её в сторону…. обратно… в другую сторону… скорость должна быть такой, чтобы ребёнок следил за перемещающимся предметом

Тактично напомните папе: как только малыш начинает капризничать – значит, это занятие надоело или (что вероятнее) – он устал. Дайте ему отдохнуть – просто поносите на ручках, покачайте.

Потягушечки Положите ребёнка к себе на колени. Вложите в его ладошки свои пальцы (большой и большой), остальными охватите кисти его ручек. И осторожно потяните к себе. Малыш, вцепившийся в ваши пальцы, начнёт приподниматься. Как только хватка младенца ослабнет – вернитесь в исходное положение.

А в детской кроватке можно натянуть крепкую ленточку – так, чтобы ребёнок, взмахивая ручками, случайно дотягивался до неё. И тогда подобные упражнения вскоре он начнёт проделывать сам.

Самолётик Папа ложится на спину, и, крепко удерживая малыша, поднимает его на вытянутых руках. Вверх – вниз – взлетели – и «сели на аэродром» широкую папину грудь.



Если малыш сопротивляется – сразу же прекращайте занятия. Заставлять/принуждать младенца нельзя.

Но попробовать повторить, более плавно и осторожно, можно. В следующий раз.

Самоделка Покажите ребёнку прозрачную пластиковую бутылку. На глазах у младенца неторопливо начинайте туда кидать камешки, или орешки, или пуговицы.

Закрутите надёжно пробку и потрясите новенькую игрушку. Вручите её малышу – и он с большим удовольствием будет рассматривать, что там, внутри, прыгает и катается.

До года малыш наблюдает, как играет с ним взрослый. Кое-что повторяет при этом. После года переходит к совместной игре.

Поиск предмета На глазах у младенца положите в коробку игрушку, например, зайчонка. Закройте крышкой. Положите перед ребёнком. Спросите: «Где зайчик?» и помогите его отыскать.

Если не получается – значит, до коробочек пока не дорос. Кладите предмет в пакет – так, чтобы зайчик оказался внутри, а ушки слегка высовывались из пакета.

Месяцам к девяти можно так поиграть: спрятать игрушку где-нибудь в комнате и вместе искать её. В процессе поиска спрашиваете: «Где зайчик? На диване?… Нет, на диване зайчика нет… Под стулом… Нет… Где же наш зайчик?», – и в процессе активно поиска продвигаетесь ближе и ближе… помогая малыша самому обнаружить спрятанный вами предмет.

Музыканты Возьмите деревянную ложку, другую дайте ребёнку. Покажите, как весело можно ими стучать.

Попробуйте постучать в каком-нибудь ритме. Вряд ли малыш повторит его, но – сам ритмический рисунок детворе очень нравится.

Можно вместе с постукиванием что-нибудь напевать. Вполне вероятно, что маленький музыкант постарается к этой песенке присоединиться.

Тик – так Возьмите часы (обычные, не электронные). Дайте послушать ребёнку, как они «тикают – такают». Позвольте потрогать их, подержать.

Спрячьте часики под одеялко и спросите ребёнка: «Где часы? Где тик – так?». Помогите часы отыскать, ориентируясь по звуку.



Фонарик Зажгите фонарик. Обратите внимание малыша на свет, «выбегающий» из него. Медленно поведите фонариком из стороны в сторону – так, чтобы младенец мог за ним уследить.

Выключите фонарик. Снова включите. Наведите свет на кроватку, на ножку своего малыша…

Можно закрыть фонарик цветной плёнкой – малышам очень нравится, когда меняется цвет предмета, до которого добирается луч.

Переворотики Положите своего малыша на животик по центру дивана (ещё надёжнее – на пол). Покажите завлекательную игрушку. Как только он ею заинтересуется – отведите игрушку в сторону. Следя за ней, малыш тоже постарается повернуться. Главное – он потянется всем телом, а такие «потягушечки» укрепляют мышцы живота и спины и вскоре помогут ему научиться переворачиваться самостоятельно – со спины на животик. А это – уже существенный шаг по пути обучения к «сам встаю», «сам сажусь».

В ямку «бух»! Посадите малыша на колени. Читая незамысловатый стишок, изображайте все действия, о которых там говорится.

Поехали – поехали

За сладкими орехами

По гладенькой дорожке

Дорожке, дорожке,

По кочкам, по кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

Чтобы малыш не перепугался, поначалу «бух!» делайте небольшое и замедленное – чуть опустили ребёнка между своих колен и вернули обратно.

Поваляйки Лягте на пол, а рядышком пристройте своего малыша. Пусть полежит и/или поползает рядом. А если лето, а если устроиться на траве – ещё лучше: ребёнок получает массу новеньких ощущений (запахи, касанье травинок, тени и свет…). Психологи знают: ранние детские ощущения определяют на физическом уровне те «тропинки – дорожки», которыми нервные клетки мозга соединяются между собой. Чем больше «протаптывается «тропинок» – тем лучше для развития малыша.

Ещё удобнее – приобрести надувной бассейн. Надуваете, кладёте туда несколько мягких игрушек и – запускаете малыша. Его высокие бортики не дадут малышу ускользнуть, если случайно задремлете.

Раз, два, три – урони! Малыши очень любят ронять что-то на пол. Но это не вредность – таким незатейливым способом они проводят исследования. Да и мышцы заодно тренируют.

Приготовьте побольше небьющихся предметов, устройте ребёнка подле себя и – вручайте ему поштучно. Например, ключи: позвенели ими, дали в ручки своему малышу – он тоже попробует позвенеть – и бросить. (Если сам ещё мал и выронить не получается – разожмите детские пальчики). Ложку, скомаканую бумажку, мячик (и т. д. и т. п.). Вся ваша задача – вовремя подавать и… отдыхать.

Му – мяу – гав! Малыши любят всё повторять за взрослыми. Это подражание помогает им многому научиться, в том числе – произнесению слов.

Возьмите игрушки (для тех, кто постарше – картинки) разных животных. Показываете и говорите, примерно вот так: «Кто это? Это овечка. Как говорит овечка? Овечка говорит «бе-бе». Дождитесь, чтобы малыш попробовал изобразить те же звуки, поиграйте с «бе-бе» и переходите к следующей игрушке.

(О том, чем ещё папа может заняться с ребёнком, вы найдёте в главах 7 и 9)

Ну вот, мы вам дали общее направление. А по ходу действия папа сам, конечно же, сможет уже ориентироваться. А ребёнок подскажет. Не словами, так жестами и поступками. Просто надо приглядываться – к чему малыш тянется, что заинтересовало его. И поддерживать, и неназойливо направлять.


Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

22. Рисование без пятен

Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

23. Автомойка своими руками


Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

24. Научный эксперимент с воздушными шарами


Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

25. Замороженное яйцо динозавра


Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

26. Мороженое из бананов


Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!

Валерия Петрова | 24.02.2015 | 1349

Валерия Петрова 24.02.2015 1349


Нередко папы чувствуют себя беспомощными, когда речь заходит об играх с подросшим сыном. Дело ограничивается мячиком и «танчиками». Что же еще придумать?

На самом деле есть множество возможностей провести досуг с ребенком не только весело, но и с пользой.

Игры без слез

Довольно долгое время знакомая Ирина жаловалась, что муж до сих пор не знает, во что играть с их шестилетним сыном. В лучшем случае, они гоняют мячик по квартире – и все. Она решила вмешаться: частенько покупала развивающие книги и настольные игры, но что-то не ладилось. Сын, если проигрывал, начинал плакать, а мужа это выводило из себя: терпение не его конек.

Ирина считает, что ребенка в таком возрасте уже можно приучать к мужским занятиям и делать это при помощи игр. Недавно мы пересеклись с ней в магазине, и она сказала, что за помощью пришлось обратиться к психологу. Он дал несколько полезных рекомендаций, и теперь все вечера муж проводит с сыном. При этом в квартире не слышно ни детского плача, ни раздраженных слов супруга.

Психолог разделил точку зрения Ирины, что ребенку 4-7 лет доступно множество интересных занятий.

Сына можно увлечь сюжетно-ролевыми играми:

  • «больницей»;
  • «гаражом»;
  • «войнушкой»;
  • «зоопарком» и т.д.

Если папа не силен в придумывании игр, мама может предложить конкретные варианты. Очень часто отцы действительно понятия не имеют, чем занять ребенка. А поскольку мужчине проще справляться с четко поставленными задачами, чем точнее прозвучит ваша просьба-подсказка, тем лучше.

Например, можно сказать не просто «Поиграй с ребенком», а «Любимый, помоги, пожалуйста, сыну построить зоопарк из конструктора и поселить туда зверей».

Развивать своим примером

А вообще, лучшее развивающее занятие для мальчика – это быть рядом с папой, когда тот занимается повседневными делами: ходит в магазин и на рынок, работает по дому, что-то мастерит.

С ребенком вовсе не нужно делать что-то «специальное» – достаточно просто быть рядом, отвечать на его вопросы и разрешать что-то делать самому. Конечно, не стоит вручать сыну электродрель и требовать просверлить дырку для картины в стене. Но позволить подать папе молоток, подержать плоскогубцы или измерить что-нибудь рулеткой можно. И это вполне ответственные занятия для ребенка.

Обратите внимание еще на один момент: папа гораздо охотнее будет заниматься с ребенком не под прицелом маминого «бдительного ока».

Если женщина постоянно критикует действия мужа, вмешивается в его общение с ребенком («Играйте тише!», «Что вы за бардак устроили?» и т.д.), она рискует получить в ответ: «Если ты такая умная, играй с ним сама».

Сын обязательно должен проводить время с папой, ведь мужское воспитание ему необходимо. Пусть папа показывает ему только хороший пример, делает мужские дела по дому и не ссорится с мамой по пустякам. Время летит быстро, и совсем скоро у папы с сыном появятся вполне взрослые общие интересы вроде футбола, рыбалки или автомобилей, которым они смогут отдаваться вместе и на равных.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!